Clifton Chenier — американский певец, аккордеонист, титулованный «Королем зайдеко». Клифтон родился в семье сезонных сельских рабочих. В детстве и юношестве работал на хлопковых и сахарных плантациях. Первым учителем был его отец. Вместе со старшим братом Кливлендом, игравшим на стиральной доске при помощи консервных ножей, начал выступать по выходным дням на деревенских танцплощадках, исполняя традиционные для Луизианы франкоязычные песни в стиле «Зайдеко ».
С 1947 года вместе с братом работал на нефтеперегоночном заводе в Порт Артуре, Луизиана, продолжая исполнять музыку по выходным. С этого времени начинает много слушать радио и испытывает значительное влияние популярного стиля «ритм-энд-блюз». Смесь Луизианских тустепов* и вальсов с ритм-энд-блюзовой и рок-н-ролльной энергетикой делают группу братьев Шенье местной сенсацией. Танцевальная музыка становится их постоянной работой. Вскоре Клифтон Шеньер уже разъезжает на «Кадиллаке».
В 1954 году он записывает дебютный сингл для местной фирмы грамзаписи. В следующем году подписывает контракт с более крупной фирмой «Speciality» и выпускает следующий сингл, демонстрирующий перекраивание традиций «зайдеко» по модным меркам. Пластинка становится хитом на местных радиостанциях. Шенье спешит закрепить успех гастролями, но сугубая музыкальная локальность вынуждает его ограничиваться штатами Луизиана и Техас. В этот период в его группе играет достаточно известный теперь блюзовый гитарист Phillip Walker. В группе Шенье делает первые профессиональные шаги 17-летняя певица Etta James, опекуном которой Клифтон был официально назначен в связи с ее юным возрастом. С появлением в США значительного интереса к народной музыке начинается новый этап его творчества. В 1964 году он записывает дебютный альбом для чикагской фирмы «Arhoolie», возвращаясь к «своей» музыке, не утратив рок-н-ролльного напора.
Его исполнительский стиль игры на аккордеоне очень индивидуален. Кроме того, он играет на клавишных инструментах и губной гармонике. Кливлэнд Шенье, удерживая по три консервных ножа в каждой руке, демонстрирует виртуозное владение своим нехитрым инструментом — rabboard*, создавая некоторую музыкальную напряженность. Они много записываются, выступают на фестивалях, гастролируют по США и Европе, в том числе в рамках ревю «American Folk Blues Festival». В конце 70-х к его группе присоединяется гитарист Danny Caron, позже работавший с Charles Brown.
Клифтон Шенье гастролировал почти безостановочно, пока заболевание диабетом не заставило его отказаться от поездок. «Король зайдеко» был настолько ослаблен болезнью, что на записях был вынужден использовать электронный аккордеон. Он вновь пытается подновить звучание любимой музыки в соответствии с требованиями широкой публики и записывает композицию «Диско Зайдеко». Но ни напрасные заигрывания с модой, ни неотвратимая болезнь — ничто не могло сбить Клифтона с пути истинного «зайдеко». Альбом удостоен премии «Грэмми». И следующий, последний прощальный свой альбом, отмечая, как высоко ему удалось поднять музыку родной луизианской деревни, Клифтон Шенье называет «Country Boy Now Grammy Award Winner» — «Был деревенский парень, а теперь — лауреат премии Грэмми».
Как истинный король, Клифтон Шенье позаботился оставить наследника C.J.Chenier, начинавшего музыкальную карьеру как джазовый саксофонист. Сегодня с аккордеоном в руках он успешно продолжает главное дело всей жизни отца: традиционная музыка «зайдеко» должна быть созвучна новому времени....
Источник: https://vk.com